Мэри Сью Великолепная
Пусть я не ОЖП, но и про меня может быть интересно читать
Пишет Артём (perestrelka)

на рецензирование, подробную мэрисьюведскую вычитку, анализ и составление экспертного заключения уходит масса времени. это факт. но. на долгом и тернистом научно-исследовательском пути мэрисьюведы обнаружили, что можно повысить производительность этого нужного труда.

итак, что делать, если определить текст нужно немедленно, по-быстренькому и не отходя от кассы [особенно если Мэри-Сью видна невооружённым глазом]?
НИИ мэрисьюведения им.народных героев Орфея и Одиссея [не спрашивайте. пока, по крайней мере] по аналогии с экспресс-наркотестами, активно используемыми доблестными погранвойсками и таможней, разработал свой экспресс-тест на наличие Мэри-Сью в тексте.

технология экспресс-тестирования выглядит так:
- читаем текст [да, временами бывает тяжеловасто читать дальше... приходится делать над собой усилия... а кому сейчас легко?];
- читаем всё, что к тексту прилагается [практика показала, что тексты, требующие проведения теста, нетто встречаются крайне редко, как минимум приписка-предисловие в духе "Мой бред" или "Результат упорной работы" обязательно имеется в наличии. если вам всё же попался голенький текст, в котором вы подозреваете наличие Мэри-Сью - что ж... просто вторая часть теста вам не понадобится, вот и всё];
- по ходу чтения складываем баллы, сверяясь с нижеприведённым списком;
- как только сумма превысила 18-20 баллов - работа завершена. дальше читать не требуется. если ещё осталось терпение, можно дать автору ссылку на пост с этим тестом и указать номера пунктов, которые оказались критическими для оценки его работы [а если нужное количество баллов так и не набрано - значит, вы ошиблись. значит, это было что-то другое. не Мэри-Сью. бывает.]

примитивно, да. зато дёшево, надёжно и практично. тем более что многие авторы получают больше 20 баллов за первый же абзац их произведения. бесспорно, бывают и сложные случаи, которые выявляются не сразу [см. п.13, 27, 33 и т.д.]. но встречаются и такие образцы, которые набирают контрольную сумму в каждом из десятков абзацев и невольно не можешь оторваться от чтения, так как количество переходит в качество, а в голове пульсирует мысль о том, что в этом мире есть ещё много непознанного...

СЛОВО В ЗАЩИТУ: многие из авторов Мэри-Сью - это "подростки" действительно с творческим складом ума, которые занимаются этим просто в силу возраста. и по большому счёту их увлечение понаписательством и стремление к самосовершенствованию, хотя бы и таким весьма специфическим способом, достойнее, чем убивание времени на пиво в подъезде, которое, между прочим, отклонением не считается.

кроме того, экспресс-тест может принести пользу и тем авторам, которые способны к самокритике. проведите тестирование самостоятельно. и путём хитрых иносказаний сожмите в кулак всю широту своего гения до требуемых 18 баллов. безусловно, временно придётся пойти на компромисс, но это вынудит туеву кучу рецензентов прочитать ваш труд до конца. и первый шаг в продвижении ко всемирному признанию и включению в Золотой Фонд Мировой Литературы будет сделан.


1. даём -10 баллов форы.

[1] ТЕКСТ
[1.1] КОСМОЛОГИЯ:

2. +1 балл за каждое утверждение, которое широко известно как ложное [например: о самоубийстве какого-нибудь несчастного эльфа]

3. +1 балл за каждое утверждение, которое прямо противоречит широко известному [например: Леголас, рыскающий по Средиземью в поисках бабы невесты, Арагорн, не любящий Арвен, Оби-Ван, оказавшийся девушкой]

4. +2 балла за каждое бессодержательное утверждение. подчёркиваем, что речь идёт об утверждениях, а не об описаниях [например: утверждение что южный Гондор был расположен на юге, утверждение что у Хана Соло было две руки, две ноги и одна голова, утверждения что вода была мокрая, снег - холодный, солнце взошло на востоке]

6. +3 балла за каждое логически некорректное событие и/или явление. подчёркиваем, что речь идёт о событиях и явлениях, а не об алогичности поведения героев. [например: чахлое деревце на краю пропасти, которое вырывается с корнем, только после того как висящие на нём 10 минут двое взрослых людей закончат трогательный разговор о любви и смысле жизни]

7. +3 балла за каждое фактологически некорректное событие и/или явление. [например: Элизабет Суон, сказавшая одну фразу, после чего 4 часа неподвижно стоявшая на лестнице и только потом молча ушедшая к себе в комнату]

8. +3 балла за каждый наглядный пример топографического кретинизма. +1 балл дополнительно, если никто из героев ничего странного и необычного при этом не замечает [например: отсутствие границы Лихолесья с Лориэном]. и ещё +2 балла дополнительно, если из текста явствует, что подобные географические открытия зафиксированы документально, и герои, сверяясь с картой, не только так ничего и не заметили, но и пришли по этой карте куда хотели в кратчайшие сроки.

9. +5 баллов за внутреннюю непротиворечивость [соотношение положительных и отрицательных качеств 10:1] главной героини. дополнительно +5 баллов, если по ходу сюжета это соотношение остаётся неизменным.

[1.2] CТИЛЬ:

10. +2 балла за каждый бессодержательный пассаж описаний, когда все уже всё давно поняли, а конца и края определениям не видно. [например: длинные-красивые-блестящие-струящиеся-волнующие-сияющие-шёлковые-умопомрачительные-великолепные-неповторимые-обалденные-изысканные волосы, ниспадающие на плечи главной героини]

11. +3 балла за каждый наглядный пример синдрома понатыканных деепричастий. +1 балл дополнительно, если получившаяся корявая и громоздкая грамматическая конструкция выражает простое и довольно обыденное действие. или +2 балла, если даже при подробном анализе так и не удаётся выяснить, какое именно действие эта грамматическая конструкция должна была проиллюстрировать.

12. +5 баллов за каждое слово, выделенное заглавными буквами, если дело не в неисправной клавиатуре.

13. +10 баллов за каждый изобретённый и используемый термин, которому автор не дал точного определения.

14. +10 баллов за каждый специальный термин, применяемый и используемый не к месту и/или не по назначению.

15. +30 баллов за каждое упоминание светящихся/сияющих необычным [неземным, радиационным, ятрохимическим] светом глаз, волос или каких-нибудь частей тела героини [героя].

[1.3] ПЕРСОНАЖ

16. +2 балла за портретную характеристику в первом сюжетном ходе.

17. +2 балла за портретную характеристику в первых трёх абзацах. дополнительно +5, если индивидуализация исчерпывается портретной характеристикой.

18. +5 баллов за портретную характеристику, выполненную средствами из типового набора фисателя-понтаста [избитые сравнения, стёртые метафоры, набившие оскомину эпитеты и прочий словесный мусор, придающий повествованию тонкий аромат нафталина].

19. +5 баллов за каждую сверхъестественную способность [в том числе совершенное владение оружием], врождённую или приобретенную экспресс-методом в первом сюжетном ходе.

20. +5 баллов за благородное происхождение/привилегированное положение.

21. +10 баллов за музыкально-поэтический дар [дополнительно +2 литра молока мэрисьюведам за аффтарский счёт, если в тексте наличествуют стихи аффтарского сочинения].

22. +15 баллов за финдиперсовое имя собственное [под финдиперсовым именем понимаются эльфийские девиации общеупотребимых имен или многосоставные прозвища-характеристики].

[1.4] CЮЖЕТ:

23. +10 баллов за появление героини в первом сюжетном ходе. дополнительно +5 баллов за мотив "таинственной незнакомки".

24. +10 баллов за знакомство героини с объектом слюноотделения [он же главный герой] в первом сюжетном ходе. +5 баллов - в первых трёх абзацах.

25. +10 баллов за мотив неотвратимой угрозы как предлог к развитию сюжета. или мотив романтических отношений как действительный его двигатель.

26. +10 баллов за руководящую роль героини в сюжете [отдельно для каждого сюжетного хода]. дополнительно +5 баллов, если эта руководящая роль - залог успеха всего мероприятия. и ещё +5 баллов, если залогом успеха являются сверхъестественные способности героини, которых лишены прочие персонажи.

27. +15 баллов за доминирование любовной линии над остальными [буде таковые найдутся].

28. +20 баллов за мотив увечья [морального или физического] героини или объекта слюноотделения с последующим исцелением её/его объектом слюноотделения/героиней.

29. +30 баллов за сюжет, исчерпываемый ликвидацией/нейтрализацией героини [под нейтрализацией следует понимать и обустройство личной жизни].

[2] ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ТЕКСТА

30. +5 баллов за каждое ошибочное утверждение, которое не изменяется, несмотря на ясное и обоснованное указание, как его можно исправить. [например: если после указания на то, что эльф в 17 лет является ребёнком и, соответственно, не может быть выдающимся воином, автор продолжает настаивать именно на этом возрасте, хотя возраст героя в сюжете ничего не меняет]

31. +5 баллов за каждое обоснование логических и фактологических ошибок тем, что это "сказка", это не наш мир и там всё по-другому, это "с точки зрения рассказчика" - малограмотного пьяницы гражданской наружности, травившего данную историю в трактире, это не 21 век - а раньше солнце светило ярче, небо было голубее, деревья - зеленее, а сиськи у девушек - больше. +5 баллов дополнительно за контраргумент: "А ты там был и всё видел?!"

32. +5 баллов за каждое упоминание "Разенталя", "Ожигова", а то и "Лодмана" в ответ на критику.

33. +5 баллов за каждое обоснование лексической или стилистической ошибки тем, что "так часто говорят" и "сто раз читал" [без ясного примера, где именно и кто именно говорит или прямой цитаты]. +3 балла ещё, если в качестве доказательства употребления приводятся первые попавшиеся ссылки [на названия тредов, маловнятные статьи и т.п.], выданные поисковиком.

34. +10 балов за предисловие о том, как долго и упорно автор работал над сюжетом.

35. +10 баллов за каждое утверждение в таком духе: У Профессора нигде не сказано, что у Трандуила не было жены, поэтому в том, что ею оказалась девушка из нашего мира, никакого противоречия нет.

36. +10 баллов за каждое заявление о том, что Розенталь - еврей, и у него неправильный русский язык, поэтому никаких ошибок в тексте нет. [без ясного примера, в каком именно месте и каком именно учебнике Розенталя русский язык неправильный]

37. +10 балов за предложение почитать учебник или словарь в качестве свидетельства того, что автор понимает, о чём говорит.

38. +10 балов за отсылку на некоего очень образованного и профессионального бета-ридера [преподавателя русского языка, студента-филолога, говорящего хомяка], вычитавшего текст и не обнаружившего там никаких ошибок и ляпов, в качестве свидетельства того, что текст безупречен. +20 баллов дополнительно, если автор норовит оскорбиться за абстрактного бета-ридера, работу которого ни в коем разе нельзя обижать и критиковать в отличие от автора.

39. +10 баллов за посылку текста человеку, которого автор лично не знает, с указанием, чтобы он никому ничего не говорил из-за боязни, что авторские права будут нарушены.

40. +10 баллов за заранее заявленную глубокую благодарность тому, кто докажет и/или найдёт ошибки в тексте и возмущённые вопли при первом же намёке на критику.

41. +10 баллов за утверждение что, хотя широко применяемая концепция толкования той или иной сюжетной линии претекста даёт удовлетворительные объяснения и признаётся большинством исследователей, но она не объясняет, "почему" герой поступил именно так, или неправильно объясняет его поведение.

42. +10 баллов за каждое утверждение в таком духе: Я не моряк, но моё описание корабля и распорядка на нём верно в принципе, и будет только лучше, если кто-нибудь подскажет мне пару специальных терминов для отшлифовки текста и придания ему колорита.

43. +10 баллов за каждое хвалебное сравнение себя с Джорджем Лукасом, у которого, как известно, логических несоответствий тоже вагон и маленькая тележка или заявление, что формальная логика принципиально неприменима к художественной литературе [без ясного обоснования и примера].

44. +10 баллов за заявление, что данное произведение является "новаторством" в фанфикшене и никто ничего подобного раньше не писал.

45. +20 баллов за заявления, что "Экспресс-тест на Мэри-Сью" направлен против "оригинально мыслящих людей", или о том, что фамилия Лотман в п.32 написана с ошибкой.

46. +20 баллов за намёки, что автор заслуживает Нобелевскую премию.

47. +20 баллов за каждое упоминание "узколобых фанатов-реакционеров".

48. +20 баллов за каждое хвалебное сравнение себя с Джоан Роулинг или заявление, что массовая культура принципиально порочна [без ясного обоснования и примера].

49. +20 баллов за каждое использование в качестве обоснований примеров из научной фантастики или мифов, как будто это реальные факты.

50. +20 баллов за самозащиту путём высмеивания своей [реальной или вымышленной] нередактированной версии текста.

51. +20 баллов за каждое упоминание о "закомплексованных критиках, завидующих чужому таланту".

52. +30 баллов за каждое хвалебное сравнение себя с Питером Джексоном или заявление, что критики не приемлют данное произведение в связи с тем, что их видение отличается от авторского [без ясного объяснения, видения чего именно и внятного примера].

53. +30 баллов за заявление о том, что данное произведение - "фанфик", "любительская проза" или "первая проба пера" и судить строго его нельзя ни в коем случае. а равно как и придираться, и указывать на ошибки [в том числе и орфографические].

54. +40 баллов за сравнение критикующих текст с нацистами [большевиками, орками, вурдалаками].

55. +40 баллов за заявление, что "элита" [форумская, жж-, литературная] участвует в заговоре, чтобы помешать данному произведению приобрести заслуженную славу.

56. +40 баллов за сравнение себя с Галилеем, не желающим отрекаться от истины до последнего, в том смысле, что современной Инквизиции в данном случае придётся ещё труднее, или что-то вроде этого.

57. +40 баллов за заявления о том, что когда это произведение будет окончательно признано, то всех его критиков пристыдят, чего они и заслуживают. ещё +30 баллов за фантазии о том, как именно критики, которые насмехались над этим произведением, будут вынуждены отрекаться от прежних слов.

58. +50 баллов за заявление, что это революционное произведение, которое произведёт переворот в литературе и искусстве вообще, но мир пока не готов принять его.

Отсюда: ссылка.

@темы: Матчасть